I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Характеристика школы и принципов ее образовательной политики.
Название общеобразовательного учреждения:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1г.Павлово.
Сокращенное наименование: МБОУ ВСОШ №1 г.Павлово.
Тип общеобразовательного учреждения: общеобразовательное учреждение
Вид общеобразовательного учреждения: вечерняя (сменная) общеобразовательная школа.
Организационно-правовая форма образовательного учреждения– бюджетное учреждение.
Учредителем и собственником имущества Учреждения является Павловский муниципальный район.
Функции и полномочия учредителя Учреждения, созданного на базе муниципального имущества Павловского муниципального района Нижегородской области, осуществляются администрацией Павловского муниципального района Нижегородской области в лице её структурного подразделения, – Управления образования администрации Павловского муниципального района Нижегородской области.
Год основания: 1919г.
Юридический адрес:
606100, г. Павлово, пер. Луначарского, д 8а
Телефон:
8 (831)71 21022
e-mail: vsosh_1@mail.ru
Директор : Иванова Татьяна Игнатьевна
Муниципальное образовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1 г. Павлово зарегистрировано в регистрационной палате администрации г. Павлово ( свидетельство о регистрации от 10.01.1996г. № 85-К ), поставлено на учет в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Павлово 19 октября 2000г.
Школа является юридическим лицом, имеет бюджетную смету, счета в органах казначейства и Банка России (при наличии соответствующего разрешения, выданного в установленном порядке), а также печати установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
В 2011г. был разработан Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1 г. Павлово в новой редакции. Устав утвержден начальником Управления образования Администрации Павловского муниципального района 17.06.2011г., МРИ ФНС по Нижегородской области выдано свидетельство о государственной регистрации 25.07.2011г.
Приказом начальника Управления образования Администрации Павловского муниципального района от 1 сентября 2009 г. №338 директором муниципального образовательного учреждения вечерней (сменной) общеобразовательной школы №1» города Павлово назначена Иванова Татьяна Игнатьевна .
03.05.2011 года МБОУ вечерней (сменной ) общеобразовательной школе №1 г. Павлово Министерством образования Нижегородской области выдана лицензия на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, при соблюдении зафиксированных в ней контрольных нормативов в предельной численности контингента обучающихся воспитанников (серия РО №040097, регистрационный номер 10322).
Свидетельство о государственной аккредитации АА № 084151 от 11 июля 2003г., регистрационный номер 2073; 19 марта 2008г. Центром лицензирования и мониторинга образования Нижегородской области выдано экспертное заключение о деятельности общеобразовательного учреждения .
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании" и Типовым положением МБОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1 г. Павлово в настоящее время обеспечивает конституционное право на получение бесплатного основного общего и среднего (полного) общего образования различным категориям граждан, не имеющим возможности обучаться в общеобразовательных учреждениях с учетом их особенностей и возможностей.
Вечерняя школа играет значительную роль в деле обеспечения социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи, являясь демократичным и доступным видом образовательного учреждения. Контингент обучающихся вечерней школы в настоящее время по возрастному цензу приблизился к возрасту учащихся дневных общеобразовательных школ, но наряду с этим фактом контингент обучающихся разнороден по возрасту, подготовленности, социальной зрелости, профессиональной направленности и мотивам обучения. Это подростки, ушедшие из дневной школы по разным причинам, работающая молодежь и т. д.
Несмотря на требования Федерального закона "Об образовании", продолжается отторжение педагогически запущенных детей из дневной школы. Данные анализа контингента школы МБОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1 г. Павлово показали следующую картину по вновь прибывшим учащимся на начало 2011-2012 учебного года: 42% это ученики, прибывшие из общеобразовательных школ города, 38% из других учебных заведений, 20% это бывшие ученики вечерней школы №1 г. Павлово. Кроме этого контингент учащихся вечерней школ, по сравнению с дневными, мягко говоря – более не стабилен. Одним из факторов этого является та объективная необходимость и реальность, законодательно закреплённая в «Типовом положении о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении », выраженная в возможности приёма учащихся в течение всего учебного года в зависимости от предоставленных документов и уровня знаний. Проще говоря, в составе девятого или десятого класса могут быть учащиеся пришедшие из других школ и учебных заведений, не только в прошлом году не учившиеся в нашей школе, но многие из них вообще в прошлом году нигде не учившиеся. Исходя из выше указанного по результатам аттестации таких учащихся нельзя сделать объективный вывод об учительском коллективе нашей школы, уровне его профессионализма, компетентности, взаимоотношению учителей и учеников и т.д. и т.п.
Сложность контингента обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях требует дифференцированного подхода к разработке образовательных программ разного уровня, обновлению содержания, форм и методов обучения.
Вечерняя школа реализует образовательный процесс, учитывающие уровень подготовки обучающихся, их образовательные запросы, возможности образовательного учреждения и предоставляет выбор различных форм обучения: очной, очно – заочной, индивидуальное обучение, экстерната. Вечерняя школа гибко реагирует на образовательные потребности учащихся, количество учеников, обучающихся в вечерней школе на начало 2011-2012 учебного года 126 чел. Очная форма обучения – 10 человек, 9 класс ; экстернат : 2 чел. 9 класс, классы 3 ступени – 114 чел. И общего количества имеют возможность обучаться по очно-заочные форме - 69 обучающихся (54%). Учащимся вечерней школы предоставлено право выбора времени занятий, они имеют возможность обучаться в две смены в зависимости от времени работы.
Вечерняя школа предоставляет гражданам любого возраста (работающим и неработающим) реальную возможность получить основное общее и среднее (полное) общее образование; создает основы для последующего образования и самообразования, выбора и освоения профессии, формирования общей культуры личности обучающегося. Школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого с учетом его индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личных склонностей путем создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, эмоционального развития каждого обучающегося.
Вечерняя школа имеет свой постоянный социальный заказ на протяжении нескольких десятилетий. Конечно, контингент школы меняется по возрастному составу, по требованиям, предъявляемым к школе, но это всегда люди, то есть учащиеся, которые по тем или иным причинам не доучились в дневной школе. Для многих из них это единственный выход после длительного перерыва или из-за необходимости работать продолжить свое образование и выбиться на более достойный уровень. Вечерняя школа по-прежнему является гарантом демократичности и доступности образования для всех. По сути, наша школа стала открытой для всех, как бы у кого ни сложилась судьба. Она принимает всех желающих, независимо от возраста, уровня образования и воспитания. Обучаться в школе могут все желающие, начиная с 13-летнего возраста и без дальнейшего ограничения.
Наша школа способна создавать благоприятные условия для обучения социально-незащищенных подростков. Повышение социализирующего эффекта образования будет связано с развитием внутренних т.е. школьных резервов.
Согласно Уставу основной целью Учреждения общеобразовательного процесса являются:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям;
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе освоения основных общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе;
-создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
-формирование здорового образа жизни.
Сегодня вечерняя школа по сути – это открытая школа. Она собирает всех, кто по любым причинам выпал из нормального возрастного образовательного потока независимо от уровня и качества социализации. Специфической и главной функцией такой школы становится социальная реабилитация личности образования. В школе с максимальной полнотой обеспечиваются права граждан на выбор содержания, формы, способа образования и темпа образовательной деятельности. Вспомогательная по месту в системе общего образования, изначально запрограммированное и адаптированное образование, непрестижное в глазах социума, «вечерка» сегодня вышла на уровень социальных, научно-теоретических, организационных и дидактических решений, который обеспечивает конституционные права граждан на образование в масштабах недоступных для других типов школ. Вечерняя школа сегодня – наиболее динамичное звено преобразующейся системы общего образования. В содержательном и организационном отношениях она вышла на формирование индивидуальной образовательной траектории учащегося.
2. Цели и задачи образования
Цель:
создание условий для самостоятельного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способа существования, направлений самореализации и самосовершенствования.
Задачи:
Организация образовательного процесса, приспособленного к вопросам и возможностям молодых людей (гибкая система обучения, учебные режимы занятий, экстернат и т.д.), создание реальных условий для получения основного общего и среднего (полного) общего образования подростками и молодежью, как работающей, так и не работающей в удобной для них форме и в удобное время,
Обновления содержания и методики преподавания в связи с переходом на новый базисный учебный план, разработка педагогически целесообразных методик, учебных планов, выбор нового поколения программ с учетом специфики учреждения для различных организационных форм обучения.
Необходимость оказания психолого - педагогической помощи, обеспечения социальной, психолого - педагогической коррекций, реабилитация и социальная помощь подросткам, попавшим в сложные жизненные ситуации.
Содействие успешной социализации обучающихся в обществе, обеспечение условий для формирования здорового образа жизни и культуры здоровья обучающихся. Создание условий для развития мотивации деятельности обучающихся, повышение качества знаний и успеваемости учащихся на учебных занятиях и во внеурочное время через использование различных форм и методов обучения, методик и приемов дифференцированного контроля.
Совершенствование педагогического мастерства учителя, повышение профессиональной компетенции педагогов путем специально организованного повышения их квалификации как «социальных реабилитаторов» (пед. советы, семинары, совещания).
Развитие правового образования как средство гражданского и патриотического воспитания, психологического и физического оздоровления обучающихся, развитие познавательного интереса учащихся, поддержание интереса к учёбе, совершенствование условий для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров; воспитание гражданственности и приобщение к духовным ценностям своего Отечества.
Принятие необходимых мер по сохранению и развитию положительного имиджа вечерней школы, обеспечение информированности субъектов образовательного процесса и социума о социальной значимости данного вида общеобразовательного учреждения для обеспечения конституционного права граждан на получение образования. Если организовать работу по пропаганде вечернего образования, провести рекламную компанию и т.д. то количество желающих получить образование в очно-заочной форме возрастет как минимум на порядок, так как оно востребовано обществом и соответствует сегодняшней действительности.
Продолжить работу на проблемой посещаемости и отсева обучающихся. Остается большое количество учащихся, выбывающих из вечерних школ и прекращающих обучение. На самом деле проблема не такая уж и страшная. Если не использовать нормативы дневной детской школы, а отнестись к взрослым людям по - взрослому , всё встаёт на свои места. В вечерних школах учатся люди, которые как минимум уже один раз (а многие больше) уходили из учебных заведений: школ, колледжей, профессиональных училищ и т.д., уходили более молодыми, и скажем так - не всегда с радостным настроением. И когда в самостоятельной взрослой жизни у наших учеников возникают серьёзные трудности или проблемы, а то и заманчивые предложения (перейти на другую работу, где платят в два раза больше, но в школу ходить будет некогда), то одним из вариантов выхода из создавшейся ситуации выступает уход из школы. Наши наблюдения в последние пять лет показывают, что примерно третья часть из таких ушедших возвращаются в свою школу, а ещё третья часть получает образование в других учебных заведениях.
Школа размещается в центре города, удобное местонахождение, режим работы школы позволяют получить основное общее образование всем желающим города Павлово, Павловского района . Школа выполняет функции социальной реабилитации и социальной защиты молодых людей:
– преодолевающими чувство ущербности, отчужденности;
– формирующими уверенность в себе и самоуважение;
– снимающими повышенную тревожность и агрессию;
– развивающими сферу познавательных интересов.
Направления, заложенные в работе школы могут помочь нам в течение 2012-2013 учебного года продолжать быть центром социализации молодых людей не «вписывающихся» в детскую школу, создать благоприятные условия для обучения социально-незащищенных подростков и взрослых людей. Мы считаем, что вечерние (сменные) школы и в перспективе останутся важным звеном общеобразовательной системы, придающим ей стабильность и гибкость.
3. Принципы реализации образовательных программ
принцип объективности – объективная оценка уровня развития учащихся;
принцип преемственности – соответствие качества различных уровней реализуемых программ;
принцип перспективности – направленность на решение актуальных задач развития образования;
принцип оптимальности – необходимость и достаточность затраченных усилий, средств и времени для достижения поставленных целей;
принцип рефлексивности – оценка достижений и недостатков.
4. Виды образовательных программ, реализуемых в школе:
Уровень образования
Виды ОП
Форма освоения ОП
Нормативный срок освоения
II ступень 5 – 9 классы
Базовая образовательная программа основного общего образования
Очная, очно-заочная, экстернат
5 лет
III ступень обучения 10-12 классы
Базовая общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования
Очная, очно-заочная, экстернат
3 года
5. Кадровое обеспечение
В школе работает сплоченный стабильный профессиональный коллектив, деятельность которого направлена на формирование личности обучающегося в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.
Всего учителей 13 (учтены все работники, участвующие в учебном процессе, в том числе социальный педагог и т. д.) Имеют высшее образование - 13 (100%)
Высшую категорию - 1 (8%)
Первую категорию - 8 (76%)
Вторую категорию - 2 (16%)
В целом анализ возрастных данных педагогических кадров даёт картину увеличения количества молодых педагогов, большинство коллектива МБОУ ВСОШ №1 г.Павлово - 62% имеют стаж до 20 лет . Этот показатель является стабильным на протяжении нескольких лет. Коллектив периодически обновляется новыми, молодыми кадрами, часть из которых остаётся работать в вечерней школе.
Анализ профессиональной подготовленности педагогов к решению образовательных и педагогических задач, качественного и количественного состава кадров показал, что педколлектив характеризуется:
Стабильностью, отражает степень привлекательности работы в нем его членов. Она проявляется в сохранении постоянного состава учителей в течение длительного времени или незначительной, постепенной его изменчивостью.
Относительно полной укомплектованностью педагогами (в течение учебного года школа приглашала к сотрудничеству 6 совместителей).
Систематическое повышение квалификации через курсовую переподготовку.
6. Материально-техническое обеспечение
МБОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1 г.Павлово находится в старинном кирпичном здании , которое было построено в 1865 году. Состояние материально – технической базы удовлетворительное. Имеются 5 учебных кабинетов, библиотека, кабинет директора , учительская , кабинет информатики.
Оснащенность техническими средствами и наглядными пособиями:
2 мультимедиапроектора, 1 музыкальный центр, , 5 телевизоров ,
1 видеомагнитофон, 1 Интерактивная доска, 1 копировальный аппарат;
11 компьютеров, 6 ноутбуков, 5 принтеров.
Кабинет информатики оснащён современными компьютерами , имеется локальная сеть.
В кабинетах химии и физики имеется оборудование для лабораторных занятий и для демонстрационных опытов;
Наглядные пособия: таблицы, раздаточный материал, репродукции, альбомы по живописи, портреты писателей, ученых, карты по истории и географии, наборы геометрических тел, а также методические пособия по предметам, справочная литература, словари, энциклопедии, тексты художественной литературы, видеотека, учебники. Учащимся школы учебная литература и учебные пособия предоставляется бесплатно.
За последние 5 лет школа функционирует стабильно, улучшается материальная база. В учебных кабинетах согласно санитарным нормам ведется работа по улучшению освещения. Тепловой режим соответствует норме, исправно работают водоснабжение и канализация. В образовательном учреждении разработан весь пакет документов по охране труда, выполняются соответствующие